суббота, 9 апреля 2011 г.

Ледовый МРС-Хужир-МРС 2011

"... Приключения - это сплошные неприятности, только про них почему-то потом интересно вспоминать..."
 В. Крапивин
Ледовым переходом я грезила еще со студенческих лет. Сютур ежегодно организует в конце марта ледовые переходы вокруг Ольхона, и по другим маршрутам. Почти все мои знакомые рано или поздно поучаствовали в подобных мероприятиях, и лишь у меня все не получалось.
С Димой же мы задумали совершить ледовый переход вокруг Ольхона в прошлом году, но… наши собачки были еще слишком молодыми и мы не рискнули. Проведенные тренировки в этом году показали, что мы можем проходить в день достаточно большие расстояния. Свои силы мы все-таки переоценили. И в процессе обсуждения отказались от перехода вокруг Ольхона, а решили походить по Малому морю. Затем мы отказались от ночевок в палатке, предпочтя им базы отдыха. И это решение оказалось верным!
Вот, что получилось в конечном итоге…
В пятницу 1 апреля к 17.00 мы приехали на базу около МРС, разместились. И, поскольку собаки просто «рвали и метали» после полудневного переезда в машине, решили немного «прогуляться» по льду. А заодно и опробовать систему собаки-санки-рюкзак-лыжник. От берега начиналось поле торосов (небольших, правда), и нам пришлось идти пешком, едва сдерживая рвущихся собак и балансируя на скользком льду. Преодолев кое-как препятствие, мы плюхнулись верхом на санки с рюкзаками и, толкаясь палочками, покатили в сторону Сарминского ущелья «с ветерком». Это было здорово! Собаки свежие, скорость приличная, красота вокруг, тепло и солнце!
У берега напротив Сармы мы передохнули, надели лыжи (чтобы больше не напрягать своими тушками собак), и покатили назад к базе. Расстояние в итоге получилось около 17 км. И на все про все ушло около 2,5 ч.
Воодушевленные скоростью, мы переоценили свои силы, когда прикидывали время прохождения расстояния от МРС до Хужира. И это была наша главная ошибка.
На следующий день (суббота, 2 апреля) мы выдвинулись в 11 часов, также как накануне, не без труда преодолев поле торосов. Затем встали на лыжи и полетели. Но недолго… Берта (самоед) быстро устала и резко затормозила. Я врезалась в санки и упала. Результат: сломанное крепление. Пришлось остановиться для ремонтных работ. Благо было, чем ремонтировать: Дима по давней туристско-альпинистской привычке собрал с собой рем. набор. (А я уже было расстроилась, что придется возвращаться домой ни с чем). К слову сказать, лыжи меня больше не беспокоили.
Далее мы двинулись вдоль Ольхона до острова Хубын. Всю дорогу мне приходилось ждать Диму, так как он никак не мог совладать со своими санками: они постоянно переворачивались. (Очень неудобные оказались эти «корытца» для наших целей).
Добравшись таким образом до о-ва Хубын, мы уперлись в огромное поле торосов между островами (Ольхоном и Хубыном). Опять пришлось снимать лыжи и тащиться по скользким торчащим льдинам (я два раза упала и вывихнула обе руки). Вернусь к Берте: после остановки на ремонтные работы я ее отстегнула, и она бежала свободно (мне же помогала одна Терри). Берта, к сожалению, не держит общий темп. Она может идти долго (выносливости хватает), но намного медленнее, чем все, и потому мешает Терри (когда они в упряжке). Зато хорошо помогает тащить санки по торосам, где все и так идут очень медленно.
Далее нам попалось еще пара торосистых полей. (Но в основном нам удавалось их обходить.) Вследствие чего, мы решили на обратном пути идти по центру Малого Моря. Это немного увеличило километраж, зато нам попалось только одно поле торосов, но зато какое! (Вернусь к нему в свое время).
Наша ошибка в расчете времени обернулась нам тем, что мы не сделали остановку на полноценный обед и отдых. Собак мы еще подкармливали селедкой (ее запасы, к слову сказать, мы скормили за день, хотя рассчитывали на оба дня – в этом еще один просчет), сами же остались попросту голодными, выпив за день лишь термос чая на двоих и съев по бутерброду. Перед самым Хужиром силы меня совсем почти покинули. Еще очень болели пятки, потому как приходилось весь день просто стоять на лыжах и толкаться палками. Кстати, если кто-то думает, что собаки тянули нас всю дорогу, это вовсе не так. Они тянули лишь санки с рюкзаками. Сами же мы не нагружали потяги, изо всех сил толкаясь палками, стараясь хоть как-то облегчить жизнь весьма подуставшим собачкам. Чистый от снега лед в этом нам немало помогал, так как лыжи по нему долго катятся по инерции. Но зато совершенно невозможно затормозить, если вдруг собаки внезапно останавливались. В них сначала въезжали санки, а потом и мы лихо проносились мимо, окончательно запутывая потяги.
Еще одна досадная оплошность: я забыла карту. И все, что нас ожидало в пути, мы представляли весьма условно. Потому и не могли правильно рассчитать свои и собачьи силы, и вовремя спланировать обед. (Карту все же нам удалось поизучать, в Хужире, на одном из рекламных баннеров).

И, вот к восьми часам вечера (т.е. к заходу солнца) мы, на всем скаку пролетев разъезженное машинами поле торосов, въехали на берег. Упаковали лыжи, надели на себя рюкзаки и потащились через полдеревни искать нашу базу. Занятие, я Вам скажу, не из легких: на больные пятки наступать неприятно, лыжи мешаются-болтаются, рюкзаки непривычно давят плечи, собаки кидаются к каждому забору, из-за которого слышится лай. Но и этот путь был, наконец, преодолен, и мы заселились на базе. Домик нам достался отдельный, со всеми удобствами. Под окнами нашлось место для собак. Сварив на горелочке ужин, мы (предварительно, разумеется, накормив собачек) позволили себе «вытянуть ножки». Тут-то мы и осознали, как это здорово – ночевать в доме, а не в палатке. Как долго бы мы еще устраивались на ночлег, и как мало бы нам удалось отдохнуть в походных условиях.
Утро 3 апреля наступило для меня в 8 часов. Когда закипела вода в кастрюльке, проснулся Дима. Позавтракав, мы решили заняться «шоппингом»: нам нужно было что-нибудь купить собачкам на подкормки. Селедки, естественно, не было. Купили говяжью печенку и жирную свинину. Больше найти ничего не удалось.
Во второй раз нам пригодился Димин рем.набор вот для чего: чтобы «корытца» с рюкзаками не переворачивались, Дима придумал прикрутить к ним большие пластиковые бутылки с боков (которые мы без труда нашли на центральной улице Хужира, когда ходили по магазинам). Забегая вперед, скажу, что они очень нас выручили. Правда, до МРС от них добрались одни лохмотья.
Собрались. Выдвинулись около 12.00. Пока на льду надевали лыжи, подъехал уазик, привез бурятскую пару, мужчину и женщину, за водой. Они «отвалили» собакам неликвидного омуля абсолютно безвозмездно (т.е. даром). Попрощавшись с бурятами, мы полетели.
Проехав пару километров, по уже сложившейся традиции, отцепили Берту. И она полетела параллельным курсом, описывая вокруг нас круги. Тем самым, отвлекая нашего лидера Терри и сбивая с пути истинного.
Памятуя о вчерашних торосистых полях между большим островом и малыми, мы сразу стали забирать вправо, к центру Малого Моря.
День был солнечный, теплый (как и два предыдущих), ветерок едва уловимый. В этом были как минусы – собакам жарко, -  так и плюсы – нам комфортно. Благодаря предыдущим солнечным дням поверхность льда превратилась в фирн (по которому прекрасно шлось коньком), а попадающиеся поля торосов подтаяли на поверхности и превратились в снежно-водяную кашу. Это очень облегчало переход через них, не снимая лыж. У собачек же была возможность попить настоящей воды (а не грызть лед).
В этот день мы решили ни в коем случае не лишать себя обеда. И в 15.30 остановились, чтобы полноценно отдохнуть в течение часа.
Избранный путь помог нам избежать большого количества препятствий. Но, к сожалению, не всех. На закате, огибая остров Хубын со стороны Моря, мы уперлись в широченную гряду очень острых и «злых» торосов. Собрав волю в кулак, прицепив Берту, и помогая собачкам тащить сани, мы поперли напролом. От переломанных ног и лап, нас спасло только то, что на жарком солнце торосы стали рыхлыми, а между ними была вода. Тем не менее, санки постоянно застревали, потяги зацеплялись, мы оступались и нервничали (но, по крайней мере, было не скользко).
Солнце совсем уже село, когда мы вышли на ровный лед. Последняя передышка и последние куски мяса и рыбы перед финальным рывком. Полтора часа мы двигались в темноте, ориентируясь на огни МРС. Мы с Терри шли впереди, и я без перерыва монотонно повторяла: «Хорошо, молодец, хорошо, молодец, лево, лево, лево, Лево, ЛЕВО!!!!!» Терри постоянно пыталась забирать вправо и плохо слушала команды (устала). У меня сел голос, я периодически срывалась на крик. Потом просила у Терри прощения, и мы шли дальше. Из последних сил я толкалась палками, чтобы ни на секунду не нагрузить собаку. Торосы возле берега, которые накануне мы проходили пешком, не останавливаясь, проехали на лыжах. У самого берега санки налетели на торчащую льдину, и я вслед за ними. Грохнулась и ударила себе палкой по скуле. Финиш.
22.00. Сижу на рюкзаке, контрольный звонок маме: живы, здоровы (почти, все тело в синяках, ноют пятки, Мася поранила две лапки). Осталось только надеть рюкзак, собрать лыжи и преодолеть подъем по крутой лесенке. Все. База. Гостеприимный хозяин. Тот же номер, что накануне. И, о чудо, возможность помыться в горячей баньке (совершенно бесплатно!).

P.S. Еще одно: хорошая аптечка. У нас ее не было. Только пластырь и Пенталгин. Для собак же ничего. На наше счастье с ними ничего случилось. У всех, кроме Маси, лапы в полном порядке! Масю же спасали тапочки. Правда, потом она все же хромала несколько дней и ночевала в доме.